Воскресенье, 05.05.2024, 08:58
Приветствую Вас, Гость
Кнопка сайта

Закаляйся, если хочешь быть здоров!                                                

Для северных детей особенно важны закаливающие процедуры: воздушные, солнечные и прежде всего водные. Медицинских показаний против закаливания нет. Необходимо только правильно подобрать и дозировать закаливающие процедуры для каждого ребёнка, опираясь на общие гигиенические требования:

• закаливающие процедуры нужно выполнять систематически, во все времена года, без перерывов;

• увеличивать длительность и интенсивность закаливающего воздействия следует постепенно;

• необходимо учитывать реакцию организма ребёнка, чтобы варьировать продолжительность и силу воздействия закаливающего фактора — солнца, воздуха или воды;

• все закаливающие процедуры не должны проводиться против воли и желания ребёнка, то есть необходимо увлечь, заинтересовать его самостроительством своего здоровья, проводить оздоровительные процедуры в игровой форме.

Воздушные ванны одна из наиболее щадящих закаливающих процедур. Температура воздуха в комнате для воздушного закаливания ребёнка не должна быть ниже 18 °С. Зимой проветривайте помещения 4-5 раз в день по 10-15 минут, летом держите форточки или окна открытыми, но не допускайте сквозняков. Зимой старшим дошкольникам следует гулять в безветренную погоду не менее двух раз в день по 1,5-2 часа при температуре не ниже -15...-16°С.

Если ребёнок жалуется на неприятные ощущения, если у него появляется бледность кожных покровов, не прекращайте закаливающих процедур, но сделайте их щадящими. Например, ребёнок может быть легко одет, время воздушных ванн сократите до 5 минут, но проводите их несколько раз в день.

 Закаливание солнцем.

                                                                                                                                                             

Ультрафиолетовые лучи повышают устойчивость организма к внешним воздействиям. Однако чувствительность ребёнка к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше его возраст, поэтому солнечные ванны как регулярные процедуры желательно проводить с 6 лет. При этом обязателен предварительный недельный курс ежедневных световоздушных ванн (под навесом, в тени). В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых лучей и сравнительно мало инфракрасных, в отличие от прямого солнечного излучения. Именно инфракрасные лучи вызывают перегревание организма, что особенно опасно для детей с повышенной нервной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, и пребывание ребёнка на солнце принесёт только пользу.

Летом рекомендуется проводить световоздушные ванны при температуре воздуха +20 °С, лучше в безветренную погоду, в Средней России — с 9 до 12 часов дня, в более жарком климате — с 8 до 10 часов. Продолжительность первой ванны — 5 минут, затем время световоздушного воздействия каждый день постепенно увеличивается до 30-40 минут и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) дети должны принимать не более 15-20 минут (за лето не более 20-30 ванн). Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха +30 °С. После солнечных ванн, а не до них полезны водные процедуры, причем после купания, даже если температура воздуха высокая, обязательно нужно вытереть ребёнка, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.

Водные процедуры.

                                                                                                                                                             

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на детский организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоёмкость в 4 раза больше, чем воздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды.

Первая характеризуется повышенным спазмом сосудов кожи, а при более глубоком охлаждении — и подкожно-жировой клетчатки.

Вторая фаза отражает адаптацию к низкой температуре воды покраснением кожи, снижением артериального давления, улучшением самочувствия, подъёмом сил и активности.

Третья фаза (неблагоприятная) наступает, когда исчерпываются приспособительные возможности организма: возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом водном закаливании продолжительность первой фазы сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное — предотвратить третью фазу.


Контрастное закаливание. Контрастное воздействие температур — наиболее интенсивный вариант водного закаливания. Для детей, особенно ослабленных, чаще всего применяют контрастное обливание ног.

Нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть.

Как организовать процедуру? Поставьте два таза с водой так, чтобы вода доходила до середины голени. В одном тазу температура воды должна всегда быть равной 37-38 °С, а в другом (в первый раз) на 3-4 °С ниже. Ребёнок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 минуты, затем в прохладную воду на 5-20 секунд. Число попеременных погружений — 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу понижайте на 1°С и доведите до +18 °С. У здоровых детей заканчивайте процедуру холодной водой, а у ослабленных — горячей.


Подвижные игры на свежем воздухе.


                                                                                                                                                                                                                             

Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребёнка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость.  Большинство подвижных игр – это практически народное достояние, в каждом доме они передаются от родителей детям. Но в семейную копилочку подвижных игр можно добавить и кое-что новенькое.

Подвижные игры с детьми на природе порадуют не только самих детей, но и их родителей. Выезжая всей семьёй на пикник, можно устроить целые «весёлые  старты», а потом дружно скушать «призы». В подвижные игры можно играть и вдвоём-втроём, но, конечно же, чем больше игроков – тем веселей проходит игра. В какие же подвижные игры можно поиграть с детьми на природе?

Одна из самых знаменитых и любимых во всем мире подвижных игр – прятки. Какова бы ни была разновидность пряток, суть этой игры всегда одна: выбирается водящий, он с закрытыми глазами отсчитывает определённое количество времени и начинает искать спрятавшихся. Если водящий кого-то находит, то он должен первым добежать до «дома» и дотронуться до него. «Домом» может быть стена, дерево и т.д. В разных версиях этой игры, участники могут всё время «перепрятываться», чтобы водящий их не нашёл.

Пятнашки, салочки, ладки – у этой игры множество названий. Участники игры бегают по игровому полю, задача водящего – дотронуться до них рукой, то есть «осалить» или «запятнать». Кого «запятнали» - тот становится новым водящим. Правила игры могут быть усложнены, например, разрешается бегать, только держась за ухо, прыгать на одной ноге и т.д.

Чехарда – замечательная подвижная игра, в наше время слегка подзабытая. Водящий находится в согнутом положении, задача остальных участников – перепрыгнуть через него. По мере игры сложность возрастает – водящий постепенно выпрямляется. Кто ошибется в прыжке – становится новым водящим.

Игра детства для многих из нас – "вышибала". Выбираются два водящих, они становятся по разные стороны игровой площадки. Игроки на площадке – «зайцы». Задача водящих – мячом выбить как можно больше «зайцев» с поля. Вносят в игру разнообразие дополнительные элементы. Определённые подачи оглашаются особыми. Например, «жизнь» (такой мяч можно ловить), «бомба» (все «зайцы» должны присесть). «Заяц», который дольше всех продержался – побеждает.

Всевозможные эстафеты – неисчерпаемый источник веселья. Эстафета – командная игра, обычно участвуют две команды по 4-6 человек. В зависимости от возраста детей уровень сложности эстафет может быть разным. Например, можно по очереди проходить «полосу препятствий», чья команда быстрее – та и объявляется победителем. Если усложнить задачу, например, прыгать в мешке, без помощи рук переносить какой-нибудь предмет, наполнять маленькой чашкой большой сосуд – игра станет ещё интереснее.

Разные вариации игры "третий лишний", конечно же, подойдут для нечётного количества игроков. Обычно в этой игре дети парами становятся в круг, а два водящих – догоняющий и убегающий – бегают вокруг этого круга. Убегающий может быстро занять место впереди одной из пар. Тогда тот участник пары, который остался лишним становится на место убегающего. Догоняющий остаётся прежним. Если догоняющему удастся поймать убегающего – то они меняются ролями.

Игра "Волшебное слово", в западных странах более известная как «Саймон сказал», ориентирована на внимательность детей. Ведущий становится в круг, который образуют остальные участники. Игроки выполняют команды ведущего, но только в том случае, если он сказал «волшебное слово», например, «пожалуйста» или «Саймон сказал». Если команда была дана без этого слова, её выполнять не следует. Игроки, которые ошиблись – выбывают.

"Море волнуется раз..." - тоже очень весёлая игра из нашего детства. Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого-нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.

"Красная шапочка, белое перо" - наверняка многие помнят эту подвижную игру. Участники делятся на две команды, поровну. Каждая команда сплетает руки – становится «цепью». Команды становятся на некотором расстоянии друг напротив друга. По очереди команды вызывают игроков из противоположной команды: «Красная шапочка, белое перо, вызываю (имя игрока) и больше никого!». Вызванный игрок должен подбежать к вызвавшей его команде и попытаться с разбегу «разорвать цепь». Если ему это удаётся, то он забирает с собой одного игрока (того, на ком «разорвалась цепь»). Если нет – то он остаётся в команде противников, а его команда пропускает ход. Побеждает команда, в которой к окончанию игры останется больше участников.

"Рыбак и рыбки" - игра для "попрыгунчиков". Для этой игры нужна скакалка. Водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. Диаметр такого круга – по длине скакалки или чуть меньше. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». Водящий может усложнять задачу, постепенно приподнимая скакалку и заставляя игроков подпрыгивать всё выше.

Существует ещё огромное количество весёлых и захватывающих подвижных игр. А если проявить фантазию и немного изменить стандартные правила известной игры, то можно получить абслолютно новую, ещё более интересную!


Весёлых Вам игр на свежем воздухе!

  Нарушение осанки у ребенка.

                                                                                                                                                                 

Правильной осанкой называют привычную позу непринуждённо стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать прямо корпус и голову. У обладающего правильной осанкой лёгкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперёд, живот подтянут, ноги в коленных суставах выпрямлены. Не умеющий правильно держать своё тело стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Нарушения осанки у ребёнка могут возникнуть, если он постоянно спит на слишком мягкой, провисающей постели, если во время прогулок вы держите его за одну и ту же руку, если мебель для занятий не соответствует его росту, если он носит тесную одежду, боком или, сгорбившись сидит за столом, читает или рисует лёжа в постели.

Сформировать у ребёнка правильную осанку или исправить её недостатки (нарушения) помогут специальные упражнения. Выполнять их можно в любое удобное время: вместе с комплексом утренней зарядки, на оздоровительных тренировках, на прогулках. Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.

Корригирующие упражнения желательно делать несколько раз в день. Длительность интервалов отдыха между выполнением разных упражнений — 3-5 секунд. Время удержания статических положений следует наращивать постепенно: от 3-4 до 15 секунд. Амплитуда движений также постепенно увеличивается до максимально возможной величины. Все упражнения выполняются в медленном темпе.


Упражнения для укрепления мышц спины.

«Рыбка». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два» — принять исходное положение.

 

«Морская звезда». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два» — развести руки в стороны, ноги врозь; на счёт «три» — руки вперёд, ноги вместе; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

 

«Кораблик». И. п. — лечь на живот, руки отвести назад, пальцы переплести. На счёт «раз» — поднять голову и плечи, прогнуться, руки назад; на счёт «два — семь» — держать принятое положение; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

 

«Плавание брассом». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки; на счёт «два — семь» — движения руками, имитирующие плавание брассом; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

 

«Ныряльщики за жемчугом». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд, ладони вместе. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два — семь» — попеременные движения ногами вверх-вниз; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

 Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

«Русалочка». И. п. — встать на колени, руки — в стороны. На счёт «раз, два» — сесть на правое бедро, правую руку дугой вниз-влево; на счёт «три, четыре» — принять исходное положение; на счёт «пять — восемь» — то же в другую сторону.

 

«Катамаран». И. п. — сесть на коврик, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять. На счёт «раз — шестнадцать» — имитировать нажимы ногами на педали.

 

«Медуза». И. п. — лечь на спину, ноги врозь, руки в стороны-вверх. На счёт «раз» — группировка лёжа на спине: ноги согнуть, обхватить голени руками, голову поднять (когда начинается шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно); на счёт «два, три» — держать принятое положение; на счёт «четыре» — принять исходное положение (когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность).

 

«Кальмар». И. п. — сесть, руки в упоре сзади. На счёт «раз» — согнуть ноги, притягивая колени к груди; на счёт «два» — разогнуть ноги в стороны-вверх; на счёт «три» — ноги вместе; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

 

«Кит». И. п. — лечь на спину, руки — к плечам. На счёт «раз, два» — сесть, руки вверх; на счёт «три — шесть» — потрясти расслабленно кистями («кит пускает фонтан»); на счёт «семь, восемь» — принять исходное положение.


Комплекс "Красивая осанка".

«Выпрямляем спинку». И. п. — сесть на пятки, руки — в стороны. На счёт «раз» — согнув руки в локтях, соединить их за спиной (правую руку сверху, левую — снизу), переплести пальцы; на счёт «два, три» — держать принятую позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение; на счёт «пять — восемь» — то же, поменяв положение рук.

 

«Напрягаем ручки». И. п. — сесть по-турецки, руки — сзади, пальцы переплести. На счёт «раз» — глубокий наклон вперёд, руки назад-вверх; на счёт «два, три» — держать принятую позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

 

«Расправляем плечи». И. п. — сесть по-турецки, руки — за головой. На счёт «раз — четыре» — пружинисто отвести локти назад; на счёт «пять» — сделать глубокий наклон вперёд, отводя локти назад; на счёт «шесть, семь» — держать позу; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

 

«Красивые наклоны». И. п. — сесть, руки — в упоре сзади. На счёт «раз» — глубокий наклон вперёд, обхватить стопы руками; на счёт «два, три» — держать позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

 

«Прогибаемся назад». И. п. — лечь на живот, руки в стороны. На счёт «раз, два» — в упоре на бёдрах прогнуться назад, подняв согнутые в коленях ноги; на счёт «три — шесть» — держать позу. На счёт «семь, восемь» — принять исходное положение.

 

Данные комплексы не обязательно выполнять все и полностью за один раз. Можно делать один комплекс в день, последовательно меняя их.

Как сберечь зрение ребёнка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

На родителях лежит ответственность за то, как ребёнок сохранит своё зрение и здоровье. Если Ваш ребёнок сам жалуется на то, что стал хуже видеть, или Вы сами замечаете ухудшение зрения у ребёнка, то нельзя оставлять это без внимания. Родители обязаны знать, что глаз ребёнка от рождения до 16 лет находится в постоянном развитии. Если есть какая-нибудь врожденная или приобретенная патология, то это не может не отразиться на развитии всей нервной системы. Кроме того, детские заболевания также негативно отражаются на зрении малыша.

Наиболее тяжёлые заболевания может определить только квалифицированный врач. Единственный способ заметить начинающуюся неприятность - это провести грамотную диагностику. Родители могут не знать, что есть заболевания глаз, которые можно определить только до 3 лет.

Совсем в раннем периоде может начаться близорукость, но, когда ребёнок идёт в школу, болезнь обычно резко прогрессирует. В зрительной системе при однообразной нагрузке происходят непоправимые изменения, как например нагрузка при игре или работе за компьютером.

Даже чтение обычных книг лёжа или во время еды недопустимо. У детей с проблемами зрительной системы, а особенно у городских, система адаптации существенно ослаблена. На близком расстоянии, при разглядывании текста или картинки на дисплее, нагрузка постоянная и зачастую непосильная, поэтому вся система очень быстро утомляется, что ведёт к близорукости.

Чтобы избежать этого делайте с ребёнком упражнения для глаз, и приучайте к гигиене зрения: правильным навыкам чтения. Нужно добиваться понимания того, что нельзя читать в транспорте, лёжа и за едой, нельзя долго сидеть за компьютером. Если хочется почитать или поработать за дисплеем, то необходимо принять правильное положение тела, создать достаточное освещение, такие действия должны стать навыком. Объясните детям, что лучше сохранит зрение, чем потом всевозможными способами восстанавливать его.

 

При лечении зрения не стоит думать, что можно избавляться от проблемы фрагментами: к величайшему сожалению, при наличии нарушений хотя бы на одном из уровней в любом случае поражается вся зрительная система.

Сегодня очень распространенное заболевание, как астигматизм, представляющий собой дефект, при котором в глазу одновременно существуют два оптических фокуса. Связано это, прежде всего с тем, что по одной оси роговица преломляет лучи сильнее, чем по другой. В результате такого неестественного состояния зрительной системы (это заболевание врожденное) ребёнок воспринимает зрительные образы искаженно. Это приводит к вторичному понижению остроты зрения и ведет к ещё одному заболеванию глаз - амблиопии. Сегодня разработаны современные методы диагностики этого заболевания. Родители должны понять, что вовремя начатое лечение дает возможность достичь излечения в 95% случаев.

Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому.

На счёт 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счёт 1-6. Повторить 3-4 раза.

В арсенале врачей много методик, которые могут помочь, но предупредить заболевание гораздо легче, и ответственны за это Вы, дорогие родители.